Программа летнего оздоровительного лагеря

Содержание
Паспорт программы
Информационная карта об авторе программы
Пояснительная записка
Критерии эффективности программы
Прогнозируемые результаты
Модель организации лагеря
Цели и задачи программы
Принципы деятельности лагеря
Нормативно-правовые документы
Этапы реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Методические условия программы
Финансовое обеспечение программы
Показатели успешности программы
Организация взаимодействия ЛОЛ с социумом
Психолого-педагогическое сопровождение смены
Содержание программы
Механизмы реализации программы
Ожидаемые результаты программы
Система контроля за реализацией программы
Мероприятия по реализацией программы летнего лагеря
Режим дня летнего лагеря
План-сетка лагерной смены
Список литературы

2

3
4
5
7
7
8
8
9
9
10
10
10
11
11
11
11
12
11
12
14
14
15
16
17
19

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное
название
программы
Автор
составитель
программы
Руководитель программы
Название
организации
представившей
программу

Программа по реализации летнего оздоровительного отдыха
учащихся МБОУ СОШ № 5
Хорошаева Ольга Викторовна

Карпец Ольга Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя
Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
г. Николаевск-на-Амуре, ул. Сибирская, 165
Адрес организации
8 (42135) 2-68-12
Телефон
Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Форма проведения
Реализация всех возможностей школы для формирования
Цель программы
психически здорового, социально-адаптированного, физически
развитого человека, обладающего ценностным отношением к
своему здоровью, имеющего привычку к активному образу
жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е.
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный
отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Комплексная, красткосрочная программа по реализации летнего
Специфика программы
оздоровительного отдыха учащихся
Сроки
реализации Июнь – август 2023 год
программы
3 смены
Количество смен
Место
реализации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя
программы
Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова г.
Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Число детей – участников 235 детей – первая смена, 135 детей – вторая смена, 60 детей – 3
смена. Общее количество: 430 детей за летний период.
на сезон
- дети 1-7 классов в возрасте от 7 до 14 лет.
География участников
- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также
находящиеся под опекой граждан;
- дети различных учетных категорий;
- дети с ограниченными возможностями здоровья.
Возраст до 14 лет.
Условия участия
Условия
размещения Учащиеся размещаются в учебных кабинетах по 25 человек в
отряде на первом и втором этажах школы.
участников
Краткое
содержание Программа обращает внимание на реализацию направлений,
соответствующих
воспитательному
компоненту
программы
общеобразовательного учреждения.
является
подпрограммой
воспитательного
История осуществления Программа
компонента образовательного учреждения. Данная программа
программы
действует в образовательном учреждении с 2021 года.
Источником
финансирования
деятельности
летнего
Финансирование
оздоровительного лагеря является средства местного бюджета и
родительская плата законных представителей учащихся, Фонда
социального страхования.
3

Особая информация
примечания

и Информация о ежегодной деятельности ЛОЛ расположена на
сайте образовательного учреждения.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБ АВТОРЕ
ПРОГРАММЫ
Образование

Высшее

Общий педагогический стаж работы

16 лет

Педагогический стаж работы в летних оздоровительных лагерях

16 лет

4

«Дети должны всегда иметь право на счастливое
детство. Их время должно быть временем
радости, временем мира, игр, учебы и роста. Их
будущее должно основываться на гармонии
сотрудничества. Их жизнь должна становиться
наиболее полнокровной по мере того, как
расширяются
их перспективы,
и они
приобретают опыт»
(из Конвенции о правах ребѐнка)

Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот
период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала,
совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры,
вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов,
удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека,
а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не
только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и
состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального
благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические
технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового
образа жизни.
Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в
интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для
отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на
состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей
вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей, поступивших в школу является
практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время
в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа
становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и
требованиям современной жизни.
Ну, где ещѐ школьник почувствует себя раскрепощѐнным, свободным, независимым
как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных
лагерях?!
Действительно, нигде так не раскрывается ребѐнок, как в играх. Здесь, кроме
удовлетворения личных интересов, ребѐнок сам не подозревая, развивает свои физические
и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки,
учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не
отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в
постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять
себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое
мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать,
что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она
поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих
5

способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребѐнку
реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой
индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского
возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом,
который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем,
приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети
эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая
значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний,
приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной
организованной системе планирования лагерной смены.
Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни
строится с учѐтом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние
здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят
к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году
обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей
природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом,
который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между
начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в
здоровье детей и подростков, и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок,
правил поведения, привычек;
- особенности отношения, обучающихся младшего школьного возраста к своему
здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с
серьѐзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребѐнком состояния болезни
главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия
своего отношения к здоровью.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха,
оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и
педагогов в реализации цели и задач программы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется ее направленностью на
развитие мотивации личности ребенка к познанию, раскрытие его способности к
творчеству, находить варианты решения, стоящих перед ним задач, прогнозировать
возможные ситуации и получать желаемый результат. Содержание программы строится с
учѐтом возрастных и психологических особенностей и возможностей детей.
Актуальность программы заключается в том, что одной из проблем современной
жизни является занятость детей в каникулярное время. Организация досуга традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования.
Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное
время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на
его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки,
препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
6

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в
себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления,
отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в
течение двух лагерных смен.
Основной состав лагеря – это обучающиеся школы в возрасте 7–14 лет. При
комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных
семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной
жизненной ситуации и оставшихся без попечения родителей.
Главная идея деятельности летнего лагеря – предоставить возможность каждому
воспитаннику проявить свои творческие и организаторские способности в спортивно оздоровительных мероприятиях, расширить круг общения детей через совместное
обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый
участник процесса (взрослые и дети) нашѐл своѐ место, с удовольствием относился к
обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для
выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный
психологический климат;
- Удовлетворѐнность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Прогнозируемые результаты
Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях
Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована
основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и
заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое
мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.

7

Модель организации лагеря
Директор
школы

Координаторы
дополнительного
образования

Начальник
лагеря

Родители
воспитанников

Старший
вожатый,
воспитатели,
инструктор по
физической
культуре

Медицинский
работник

Работники
столовой

Цель программы:
Реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового,
социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным
отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и
регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий,
обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи программы:
1. Организовать систему оздоровительных мероприятий;
2. способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
3. раскрыть творческий потенциал детей;
4. развить различные формы общения в разновозрастных группах;
5. расширить через игровой сюжет двигательную активность ребѐнка с учѐтом их
индивидуальных и возрастных особенностей;
6. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации
на индивидуальном личностном потенциале.
7. Формирование у ребят навыков общения и толерантности;
8. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
9. Воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое
мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в
окружающем мире.

8

Принципы деятельности лагеря
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы,
которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его
отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с
другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и
традиционными
российскими
религиозными
объединениями,
учреждениями
дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения
личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний,
умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция
духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности
обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
- социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного
развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые
необходимо решать на основе морального выбора.
Механизм реализации Программы основывается на соответствие направлений и
форм работы целям и задачам лагеря, создание условий для индивидуального развития
личности ребенка, отбор педагогических приѐмов и средств с учѐтом возрастных
особенностей детей, обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления,
привлечение педагогов для организации коллективной творческой деятельности.

Нормативно-правовые документы
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.);
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.98г. № 124-ФЗ;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3 (ред. от
19.12.2022, с изм. от 11.04.2023);
Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка
проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и
отдыха»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 1.2.3685-21;
Приказ о распределении обязанностей среди работников в летний период.
Пакет инструкций по охране труда и технике безопасности всех участников
воспитательного процесса в летний период.

9

Этапы реализации программы
Подготовительный этап. Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до
открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к
летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
 проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной
работе по подготовке школы к летнему сезону;
 издание приказа по школе о проведении летней кампании;
 разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием детей на базе МБОУ СОШ № 5;
 подготовка методического материала для работников лагеря;
 подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным
пребыванием детей на базе МБОУ СОШ № 5;
 разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка,
положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).
Организационный этап смены. Второй этап короткий по количеству дней, всего
лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
 встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских
и творческих способностей;
 запуск программы летнего оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием
детей на базе МБОУ СОШ № 5;
 формирование органов самоуправления;
 знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
 проведение инструктажей.
Основной этап смены. Основной деятельностью третьего этапа является:
 реализация основной идеи смены;
 вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
Заключительный этап смены. Основной идеей четвертого этапа является:
 подведение итогов смены;
 анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам
деятельности летнего оздоровительного лагеря;
 выработка перспектив деятельности на следующий год.

Кадровое обеспечение программы
начальник лагеря;
старший вожатый;
педагог-психолог;
социальный педагог;
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые (из числа студентов педагогического колледжа).

Материально-техническое обеспечение программы
большой и малый спортивные залы;
актовый зал;
игровая комната;
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
10

стадион;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь;
видеотека;
канцелярские принадлежности;
компьютер с выходом в Интернет, принтер, мультимедийный проектор.

Методические условия предусматривают
наличие необходимой документации, программы, план;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной
смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры;
самоуправление в отряде и в лагере.

Финансовое обеспечение программы
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета.

Показатели успешности программы
Количество воспитанников, принявших активное участие в программе.
Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в
следующем году.
Положительные отзывы участников программы и их родителей.
Коллективные творческие дела.

Организация взаимодействия ЛОЛ с социумом
Спорткомплекс
«Атлант»
Городская
библиотека

ЭБЦ

4 отряд Противопожарной
службы Хабаровского края

Летний оздоровительный
лагерь «МИР ДЕТСТВА»

Киноцентр
«Родина»

НПГТ

Краеведческий музей
им. В.Е. Розова

11

Районный Дом
молодежи
Районный дом
культуры

Центр культуры
КМНС

Психолого-педагогическое сопровождение смены
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи
нуждающимся в ней детям, и система корректирующих воздействий на основе
отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
• консультационный
• прогностический
• практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
• Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку
комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
• Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать
имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он
любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности,
способности в самоутверждении.
• Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социальнополезной, предметно-практической деятельности ребенка;
• Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и
предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на
корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и
поведении.

Содержание программы
Летний пришкольный лагерь дневного пребывания работает по следующим
направлениям:
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является
сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие
мероприятия:
 ежедневный осмотр детей медицинским работником;
 утренняя гимнастика;
 принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в
лагере в светлое время суток);
 организация пешеходных экскурсий по местам родного города;
 организация здорового питания детей;
 организация спортивно-массовых и досуговых мероприятий.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для
повышения
воспитательного
эффекта
программы
коммуникативных способностей с детьми проводятся:
 тестовые задания и коммуникативные игры на знакомство.
 Игры на выявление лидеров.
 Игры и мероприятия на сплочение коллектива.

и

развития

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

12

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила
поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте»,
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила поведения на
водоемах», «Правила поведения на дорогах улиц», «Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма».
Беседы, проведённые медицинским работником: «Личная и общественная
гигиена», «Как снять усталость», «Курить – здоровью вредить», «Если хочешь быть
здоров» и др.
Профилактическая беседа о вреде наркотиков.
Конкурс рисунков «Ты, я и огонь» (организаторы – воспитатели)
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один
дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Меры
доврачебной помощи».
Работа по развитию творческих способностей детей
 Оформление отрядных уголков, стенных газет.
 Ярмарка идей и предложений.
 Конкурсы рисунков на асфальте.
 Коллективные творческие дела.
 Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы,
викторины, конкурсы.
 Развлекательные мероприятия: Детские дискотеки, игровые программы,
театрализованные игры, конкурсы, выставки поделок, рисунков.








Работа по патриотическому развитию детей
Экскурсия в краеведческий музей.
«Память сердца» - урок памяти ко Дню памяти и скорби. Возложение цветов.
Конкурс рисунков «Годы, опалѐнные войной».
Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто».
Спортивное мероприятие.
Конкурс рисунков – «Пусть всегда будет солнце».

Работа по экологическому воспитанию детей
 Театр миниатюр (показать сказку, используя жесты, мимику, короткие фразы
по тексту на экологическую тему).

Экскурсия в городской сквер.

Конкурс рисунков, плакатов, лозунгов на тему: «Защита окружающего мира».

«Дети - за чистое дыхание улиц» (акция, посвященная празднику школьного
двора).
Краеведческая работа
 Экскурсия по местам достопримечательностей родного города.
 Изучение истории района, культуры быта хозяйства земляков.
 Спортивный праздник «Игры народов Нижнеамурья».






Работа по привитию навыков самоуправления
Выявление лидеров, генераторов идей.
Распределение обязанностей в отряде.
Закрепление ответственных по различным видам поручений.
Дежурство по столовой, игровым площадкам.
13

Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
Формы работы:
 планирование;
 подготовка к лагерной смене;
 оформление лагеря;
 подготовка материальной базы;
 определение обязанностей;
 подготовка к сдаче приемной комиссии.
 организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Оздоровительный модуль.
Формы работы:
 утренняя зарядка;
 посещение бассейна;
 организация питания;
 спортивные праздники;
 спортивные секции;
 подвижные игры;
 закаливание (принятие солнечных и воздушных ванн);
 пешеходные экскурсии;
 эстафеты и соревнования;
 работа инструкторов по физической культуре и спорту.
3. Творческий модуль
Формы работы:
 коллективно-творческая деятельность;
 участие в городских мероприятиях;
 участие в общелагерных мероприятиях;
 работа творческих мастерских;
 конкурсы;
 викторины;
 праздники, фестивали.
4.Патриотический модуль
Формы работы:
 посещение краеведческого музея;
 экскурсии по историческим достопримечательностям города;
 встреча с интересными людьми.
К участию в реализации программы привлекается педагогический коллектив школы,
педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования и
культуры.
Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач,
взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое,
методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных
условий для укрепления здоровья и организации досуга детей в летний период.
14

Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся
организацией летнего отдыха детей и подростков.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летней
кампании в школе, методических совещаний по накоплению, распространению и
обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.

Система контроля за реализацией программы
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

Опрос
родителей
на
выявление
пожеланий
по
организации
деятельности детского лагеря.
Анкетирование
детей
в
организационный период с целью
выявлениях их интересов, мотивов
пребывания в лагере.
Ежедневное отслеживание настроения
детей,
удовлетворенности
проведенными мероприятиями.
Анкетирование детей в конце смены,
позволяющее выявить оправдание
ожиданий.
Мониторинг адаптации
детей к
условиям отдыха в лагере за смену.

Май, 2021

Начальник лагеря

1 день смены

Старший вожатый

В течение смены

Последний
смены

Начальник
лагеря,
отрядные
воспитатели
день Старший вожатый

В течение смены

Начальник лагеря

Мероприятия по реализацией программы летнего лагеря
№
п/п
1

2

3

Мероприятие

Сроки

Обсуждение проблем занятости детей и
подростков в каникулярное время:
совещание при директоре школы;
собрание
методических
объединений
классных руководителей;
совещание ответственных за организацию
занятости, обучающихся в каникулярное время
Определение
направлений
и
форм
организации каникулярного времени.

Март

Директор, зам. дир. по
ВР, начальник летнего
лагеря

Апрель

Директор, зам. дир. по
УВР, начальник летнего
лагеря

Кадровое обеспечение:
Подбор
кадров
для
организации
каникулярного времени школьников.

Апрельмай

Консультации, индивидуальная работа с
педагогическим коллективом по вопросам
содержания программы и деятельности лагеря.

Апрельмай

15

Ответственные

Директор, зам. по ВР,
начальник лагеря
Начальник лагеря

4

5

Проведение производственных совещаний по
видам инструктажа.
Организация оздоровительного лагеря:
Комплектование отрядов
Разработка плана воспитательной работы.
Оформление лагерной смены.
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
Организация
питания
в
городском
оздоровительном лагере.
Проведение лагерной смены.

Май

Начальник лагеря

Май

Начальник
воспитатели

Июнь

Начальник
лагеря,
педагогический
коллектив лагеря

лагеря,

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно
эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим
коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников
смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами
деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

«Новинка 2023 года»
В мае 2023 года на базе нашей школы было открыто первичное отделение РДДМ
«Движение первых». В связи с эти мы хотим наполнить содержание мероприятий летнего
лагеря «Мир детства» новым содержанием проектов «Движением первых». В рамках
работы РДДМ по организации летнего отдыха мы планируем создать команду
воспитанников, которые будут участвовать в проекте «Волонтерский трек Всероссийского
проекта «На связи с природой».
Цель: популяризация российского движения школьников, освоение учениками
содержание деятельности РДДМ.
Еще одним экспериментом 2023 года будет являться открытие профильного отряда
«Танцевальный калейдоскоп». Дети, посещающие танцевальный кружок нашей школы
вновь встретятся в стенах школы. Кроме танцевальных мастер-классов, планируется
проведение теоретических занятий. Ребята не просто научатся танцевать современные
танцы, они узнают, с чего все началось, мы пройдем историю танца от ее истоков до
наших дней. Обязательное знакомство с историей танца. Дети узнают, когда возник
первый танец, что обозначают движения в народных танцах, какие есть направления в
танцевальной культуре.
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их
развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к творчеству, исследованию.
Увлечение танцами, танцевальной культурой и историей танца способствует
возникновению желания узнать, как можно больше, попробовать самому создать танец,
способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребѐнка.
Уверены, что выбранные направления работы найдут отклик в сердцах детей и
педагогов-наставников.

16

Режим дня летнего лагеря
Время пребывания
09.00

Режимные моменты
Прием детей
«Мы вам рады!»

Линейка

09.00 - 09.15

«Здравствуй, здравствуй, детвора! На линейку всем пора!»
9.15 – 09.30

Зарядка
«Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»

Завтрак

09.30-10.00

«Нас столовая зовет, вкусный завтрак и компот!»

Отрядные дела

10.00-11.00

«Если ты час посвятишь свой отряду,
Будет всем весело, будут все рады!»

Работа по плану

11.00-13.00

«Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать.
Только бездельники в это время маются,
А все ребята делом занимаются»

Обед

13.00-13.50

«Вот уже не первый раз, повара встречают нас!»

Клуб по интересам

13.50-14.30

«Чтобы сильным быть и смелым, быстрым, ловким и умелым.
Никогда не унывай, прыгай, бегай и играй!»

Линейка

14.30-14.45

«Лучше отряда нет на свете - знают об этом воспитатели и
дети!
Мы в отряде порядок наведем и на линейку дружно все
пойдем!»

Закрытие лагеря

14.45-15.00

«Завтра новый день с утра, до свиданья, детвора!»

17

План работы летнего лагеря «МИР ДЕТСТВА»
Дата
01.06.2023
День знакомств.

Название мероприятий
Здравствуй, солнечное лето!
1. Линейка открытия «Старт в лето».
2. Детский праздник, посвященный Дню защиты детей
«Территория хорошего настроения».
3. Игры на знакомство.
4. Познавательно-правовой час «По страницам Конвенции о
правах ребенка».
5. Операция «Уют»
1. Выбор отрядного актива: «На дороге поиска»..
02.06.2023
День новых
2. Отрядный уголок (название, девиз, речевка, песня)
открытий.
3. «Игровое ассорти» - игры-знакомства
4. Познавательно-развлекательная программа «Солнечный круг»,
посвященная Дню защиты детей
5. Беседа «При пожаре звонить 01» и конкурс рисунков «Ты, я и
огонь».
6. Инструктаж по технике безопасности.
1.Развлечение «Лето весело встречай и правила движения четко
05.06.2023
День пешеходных наук выполняй»
2. Конкурс знатоков «Красный, желтый, зеленый»
3. «Визит-шоу» (представление отрядов)
4. «Личная и общественная гигиена» - беседа (мед. работник).
5. Инструкции по ОБЖ «Один дома».
1. Выпуск отрядной газеты «Здравствуй, лето!»
06.06.2023
День
2. Игровая программа «Веселый калейдоскоп игр» (по отрядам)
Дружбы
3. Просмотр любимых мультфильмов.
4. «Как снять усталость» - беседа (мед.работник)
1. «Шоу рифмачей»
07.06.2023
День
2. Лекция-тренинг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие
Музыки
друзья!»
3. Конкурс рисунков, плакатов, лозунгов на тему: «Защита
окружающего мира»
4. Инструктаж по ОБЖ «Правила поведения с незнакомыми
людьми».
1. Развлекательная программа «Игры народов мира»
08.06.2023
День Любви, Семьи и 2. Спортивный праздник «Веселые старты»
Верности
3. «А ну-ка, мальчики!» - музыкально-развлекательная программа
для детей среднего возраста.
4. Инструктаж по ОБЖ «Меры доврачебной помощи».
1. Развлекательная шоу-программа «По дорогам сказок»
09.06.2023
День
(миниатюры сказок) – средний возраст.
Театра
2.Викторина «Ах, что за прелесть эти сказки» - младший возраст.
3. Игровое шоу «Театр-экспромт»
1. Беседа на тему: «Курить – здоровью вредить»
13.06.2023
День
2. Квест «В поисках знаний»
Знатоков
3.Спортивный праздник «Летние забавы»
4. Конкурс сильных, смелых, ловких и умелых «Правила
безопасности выполняй - здоровым, крепким вырастай!»
1. Конкурс частушек «Здоровый образ жизни».
14.06.2023
День
2. «Спартакиада»
18

Здоровья
15.06.2023
День
Красок

16.06.2023
День
Смеха
19.06.2023
День
Чудес
20.06.2023
День
Страха

21.06.2023
День
Рекордов

22.06.2023
День
Памяти

23.06.2023
День
Спорта
26.06.2023
День
Танца
27.06.2023
Закрытие лагеря

3. Лекция-тренинг «Курить – это не модно»
4. Беседы о безопасном поведении детей на водных объектах.
1.Конкурс на лучшую коллективную работу на летнюю тематику
с использованием нетрадиционных материалов (манка, вата,
салфетки, любая крупа, опилки и т.д.), аппликации с элементами
конструирования, декоративного рисования, оригами и др. на
тему «Светит солнце спозаранку, всей земле улыбку шлет».
2. Конкурс рисунков на асфальте.
3. Развлекательная программа «Бодиарт на тему…»
1. Развлекательная программа «А ну-ка, рассмеши!»
2. «Шуточный футбол»
3. «Смешная спартакиада»
4.Экскурсия в пожарную часть.
1. Шоу фокусов «Обмани, если сможешь»
1. Беседа-диалог «С детства дружбой дорожите!» (отрядное дело)
2. Конкурс на лучшую зарядку (флэшмоб)
3. Веселые старты «Джунгли зовут»
1. Развлекательная программа «В одном черном-черном лесу…»
2. Тренинг «Как победить свои страхи»
3. Конкурс плакатов «А я не боюсь!»»
4. Спортивные соревнования «Нечистая сила» (по русским
народным сказкам)
1. «Книга Рекордов лагеря» (необычные соревнования)
2. Спортивная эстафета «Быстрее! Выше! Сильнее!»
3. Выпуск стенгазет «Рекордсмены нашего отряда»
4. Лекция-тренинг «Моя семья – моя защита»
5. Правила поведения детей при эвакуации в экстремальных
ситуациях.
1. «Память сердца» - урок памяти ко Дню памяти и скорби.
Возложение цветов.
2. Конкурс рисунков «Годы, опалѐнные войной».
3. Конкурс чтецов.
4. Познавательная программа «Детство, опаленное войной» (МБУ
«Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова»)
1. Спортивное мероприятие «Богатырские состязания».
2. Конкурс на лучший кроссворд, шараду, загадку «В мире
спорта»
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
1. Конкурсная программа «Стартинейджеры»
2. Игровая программа на свежем воздухе «Танцы народов мира»
3. «Скакалочные состязания» - спортивная программа.
4. Подготовка к концерту «Расстаемся, друзья!»
1. Праздничный концерт «Расстаемся, друзья!».
2. Анкета «Самые яркие впечатления…»
3. Праздничная линейка и прощальная дискотека.

19

Список литературы
1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии
мероприятий: 1-11 классы. – М., 2012 г.
2. Гиринин Л.Е., Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2013 г.
3. Гальцова Е.А. Путешествие в страну игр. Сценарии общешкольных мероприятий. –
М., 2011г.
4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2008 г.
5. Елжова Н.В. Веселые праздники для веселых детей. – М., 2012г.
6. Завельская Г.Ю. Вечер игр для школьников. - М., 2010 г.
7. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2013 г.
8. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы деятельности классного
руководителя. – М., 2013 г.
9. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2010 г.
10. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М.,
2010 г.
11. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем
скуке вызов. – М., 2013 г.
12. Лапшина Г.А. Школьные праздники. – М., 2011 г.
13. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2010 г.
14. Пашнина В.М. Отдыхаем на «отлично»!: Праздники и развлечения в летнем лагере.
– М., 2013 г.
15. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2010 г.
16. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2014 г.

20

Приложение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Программа отряда

«Танцевальный калейдоскоп»

Автор программы:
педагог дополнительного образования
Суровова Виктория Валерьевна

21

Пояснительная записка
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их
развить, нужно, как
можно
раньше
приобщить
детей
к
творчеству,
исследованию. Увлечение танцами, танцевальной культурой и историей танца
способствует возникновению желания узнать, как можно больше, попробовать самому создать
танец, способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребѐнка.
Обучение танцам в лагере с дневным пребыванием детей уникальная возможность
для детей попробоватьсвои силы в одном из современных и активно развивающемся виде
творчества.
Особенно это важно для тех детей, у кого в течение учебного года нет
возможности посещать танцевальные занятия. В лагере дети не только окунуться
в
атмосферу музыки
и
танца, но
и
разучат
танцевальные
композиции, с
которыми с успехом можно выступать на школьных концертах и мероприятиях.
Программа создана для тех, кто любит музыку и танцы, ценит драйв и
коллективное творчество, верит в себя и стремиться к большему Танцы – это не только
очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся
за день стресс и это очень важно ведь дети тоже испытывают много негативных эмоций,
не меньше, чем взрослые. Кроме того, танцы довольно экономный вид досуга. Дети
танцуют просто для себя, а для этого ничего и не надо.
С 1 июня по 27 июня в рамках летней школьной площадки планируется провести
работу на одном отряде с профильным направлением. Кроме танцевальных мастер
классов, будут проведены теоретические занятия. Ребята не просто научатся танцевать
современные танцы, они узнают, с чего все началось
Ребята не просто научатся танцевать современные танцы, они узнают, с чего
все
началось, мы пройдем историю танца от ее истоков до наших дней.
Обязательное знакомство с историей танца. Дети узнают, когда возник первый танец, что
обозначают движения в народных танцах, какие есть направления в танцевальной
культуре.
Цель: создание условия для раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
Задачи: 1. Предоставление
уникальной
возможности
каждому
ребенку
испытать радость коллективного творчества и достижений.
2. Развитие музыкальности, пластики и чувства ритма.
3.Пропаганда здорового образа жизни.
4.Формировать интерес к различным видам деятельности.
Сроки реализации: с 1 по 27 июня 2023 г.
Целевая группа: дети 9-12 лет.
Количество детей в отряде: 25 человек.
Планируемые результаты:
1.Познакомить детей с историей возникновения танца.
2.Выполнять простые танцевальные движения.
3. Узнать о направлениях в танцевальной культуре.
4. Приготовить 2 танцевальных номера и выступили перед зрителями.
5.
Соблюдать
простейшие
нормы
речевого
этикета:
здороваться,
прощаться, благодарить.
22

6. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
7.Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе:
устанавливать
и
соблюдать
очерѐдность
действий,
корректно
сообщать
товарищу об ошибках.
8.Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Планируемые мероприятия и акции:
«День хороших манер», «День мальчиков и девочек»,
«День народных традиций», посвященный к празднику День России 12 июня
«Мы рисуем Пушкинские сказки»
«День весѐлых испытаний»
«День чистоты»
«О, спорт, ты – жизнь!»
Акция «ОТХОДЫ В ДОХОДЫ»
Конкурс «Мистер и Мисс отряда»
Творческие конкурсы и концерты:
Танцевальный марафон,
Танцевальный Баттл,
Минута славы,
Интеллектуальное шоу,
Аэробика,
Конкурс творческих способностей,
Танцевально – спортивные конкурсы,
Гала-концерт.
Итог работы танцевального отряда – это общий танцевальный номер на
заключительный день летнего лагеря.

Список используемой литературы:
http://festival.1september.ru/articles/518270/;
http://www.dbibliotekatur.siteedit.ru/page136 .
Диск «Внеклассные мероприятия» murzinagv.21415u4eba.net›s04.edusite.ru›6

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».